Главная / Образование / Система оценки

Система оценки

Школьная система оценки достижения планируемых образовательных результатов

                                                              2019-2020 учебный год

Описание управленческой практики «Управление качеством достижения образовательных результатов», предъявление первичных результатов реализации практики

В настоящее время, время реализации новых национальных проектов «Образование» и «Демография», у школ имеется основная задача- обеспечить  качественное достижение запланированных результатов, выделенных в  национальных  проектах, максимально приблизится  к выполнению поставленного президентом результата относительно участия в международных исследованиях качества образования. Поэтому необходимо  внести изменения в образовательную деятельность в соответствии с приоритетными региональными проектами «Современная школа», «Успех каждого» и др.

Для этого мы имеем: результаты независимой оценки качества образования, измерители и рекомендации к интерпретации результатов. Что делать со всем этим?

Поэтому для нас стало важным найти способы, направленные на  развитие  школьной системы качества образования через практики управления по результатам.  Во-первых, необходимо  рассмотреть целый перечень проблемных вопросов:

Как использовать полученные результаты в образовательной деятельности? Как управлять качеством на основании имеющихся измерений? Как использовать инструменты независимых измерений, демонстрационные материалы? И при этом нужно достичь единства требований внутренней и внешних процедур оценки качества образования? Перечень каких мероприятий может ответить на заданные вопросы и обеспечить целенаправленную качественную подготовку обучающихся по  овладению предметными умениями и повышением уровня функциональной грамотности?

В результате анализа имеющихся показателей школьной системы оценки качества достижения планируемых образовательных результатов, организации работы с результатами, преобразована ШСОКО и предложена управленческая практика  «Управление качеством достижения образовательных результатов».

Почему возник вопрос модернизации имеющихся мероприятий ШСОКО и изменения содержания контрольно- измерительных материалов?

современное образование должно обеспечивать требования ФГОС. И в первую очередь по достижению новых образовательных результатов, которые проверяются краевыми и Всероссийскими диагностиками. Мониторинг результатов краевых диагностических работ (по читательской грамотности, уровень естественнонаучной и математической грамотности), Всероссийских поверочных работ  показывает, что результаты обучающихся школы не превышают краевых показателей, но как включить работу с данными результатами в образовательную деятельность, как изменить систему работу, направленную на повышение показателей? Это является одной из проблем в управлении качеством достижения образовательных результатов и развитии школьной системы оценки качества достижения планируемых образовательных результатов.

Второй проблемой является понижение результатов обучения школьников ввиду понижения мотивации к обучению. Вследствие этого понижается и уровень качества овладения предметным содержанием и умения использовать полученные знания в реальной жизни. Поэтому нам, педагогам, необходимо создать такие условия, при которых бы школьники осознавали значимость получаемых в урочной и внеурочной деятельности предметных умений, получили навык использования и применения полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.

Цель: разработать систему мероприятий, направленных развитие школьной системы оценки качества знаний и  повышение уровня качества овладения предметных умений и сформированности функциональной грамотности по результатам независимой оценки качества образования.

Задачи: -проанализировать результаты мониторинга выполнения краевых диагностических работ по читательской грамотности, математической грамотности, естественнонаучной грамотности;

-обучить планированию работы педагога по повышению показателей независимой оценки качества образования

-провести аналитический семинар «Результаты предметных умений в соответствии с результатами ВПР»;

-провести проблемный практикум «Результаты мониторинговых исследований и использование содержания работ международных исследований для организации системно-деятельностного метода на учебных и внеурочных занятиях с целью повышения показателей»

-разработать контрольно-измерительные материалы для проведения стартовой диагностики (КИМ (предметный), КИМ (по изучению уровня функциональной грамотности на основе демонстрационных материалов института стратегии развития образования Российской академии образования);

— организовать работу с результатами: проанализировать результаты внутришкольных методических объединений, провести операционализацию каждого вида функциональной грамотности, выбрать эффективных приемов, направленных на повышение уровня качества овладения предметными умениями и функциональной грамотности, провести контроль использования единых приемов и требований к оценке образовательной деятельности обучающихся;

-организовать работу, направленную на повышение уровня функциональной грамотности  через использование моделей технологии КУЗ: группы допонимания (предметные умения) и День без классов и уроков;

-разработать КИМы для проведения диагностических работ за 1 полугодие, содержащих предметные блоки, КИМ для промежуточного и итогового контроля функциональной грамотности (используя материалы международных исследований;

-разработать критерии мониторинга оценка качества образования

-организовать  управление по результатам работы по повышению качества образования и разработать перспективный план развития по результатам.

Сущность управленческой практики:

Основная идея: изменить внутришкольную систему оценки качества достижения планируемых образовательных результатов(ВСОКДПОР) с целью выполнения президентской инициативы повысить уровень функциональной грамотности обучающихся и войти в 10 ведущих стран по качеству образования (по результатам международных изменений) при  реализации  федерального проекта «Образование» и регионального проекта «Современная школа».

Основная суть: в основе развития  внутришкольной системы ОКДПОР лежит работа с результатами мониторинга выполнения КДР, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, международных исследований качества образования обучающихся.  Для качественной организации работы по изменению системы необходимо полное включение всего педагогического коллектива в работу над заданиями, направленными на повышение уровня каждого вида функциональной грамотности, поэлементный анализ выполнения предметных и метапредметных работ, выбор эффективных образовательных технологий для повышения уровня функциональной грамотности, изучение содержания заданий TIMS, PISA. Всем педагогам необходимо понимать, каких результатов необходимо достичь, посредством каких заданий, форм, приемов возможно их достижение и  повышение уровня сформированности заявленных умений. В результате сплоченной работы появляются методические внутришкольные документы: операционализация умений по каждому виду функциональной грамотности с конкретными заданиями по их формированию на всех уровнях школьного образования (НОО, ООО и СОО), листы наблюдений для оценки уровня сформированности читательской, математической, финансовой, естественнонаучной, глобальной и креативной грамотностей обучающихся; лист контроля использования приемов, форм и методов работы педагогов по формированию качественных предметных умений и уровня сформированности функциональной грамотности;  планы работы с результатами, набор дидактических материалов для проведения групп допонимания, содержание познавательных лабораторий для проведения Дня без классов и уроков, направленных на повышение уровня функциональной грамотности, появляется набор КИМов для изучения уровня предметных и метапредметных  умений, введен  поэлементный мониторинг сформированных умений на основе использования процессуального мониторинга.

При оценке любых контрольных процедур (промежуточных, текущих) используется единая шкала перевода баллов (коэффициента выполнения работы) в отметку: 0-0,49-«2»  0,5-0,73 – «3»  0,74-0,93-«4»     0,94-1- «5» (Коэффициент выполнения работы: набранное количество баллов/ на максимальное количество баллов за работу).

Этапы работы, основное содержание деятельности, результаты работы управленческой команды и педагогического коллектива:

1этап «Подготовительный»(август-сентябрь): Обсуждение основной идеи изменения внутренней системы оценки качества достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с результатами проблемного мониторинга школы; (материалы проблемного семинара)

Утверждение состава творческой группы по разработке системы мероприятий, направленных на изменение ВСОКДПОР

2 этап «Разработческий»:

Разработка схемы содержания деятельности в рамках проекта;

-Разработка КИМов по проведению стартовой диагностики предметных умений; материалы стартовой диагностики: предметные умения (2-4 класс, 5-11 класс),  (матрицы для оценки работы) Результаты работ: 2-4 классы, 5-11 классы

-Разработка КИМов по проведению метапредметных работ в соответствии с демонстрационными материалами института стратегии развития образования (оценка уровня сформированности функциональной грамотности начальная школа 2класс, 3класс, 4класс5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы)  Результаты: математическая, финансовая, читательская, естественнонаучная

-Разработка КИМов для проведения диагностических предметных работ за 1 полугодие (содержание КИМ 1 полугодие)

-Разработка КИМов для промежуточного контроля уровня сформированности функциональной грамотности (март);

-Разработка КИМов для проведения промежуточной аттестации (предметные результаты);

-Разработка мероприятий, направленных на формирование и повышение уровня сформированности предметных умений и функциональной грамотности (по результатам анализа системы работы в рамках практики в конце учебного года);

3 этап «Практика и аналитика»:

Планирование системы мероприятий для развития внутришкольной системы оценки качества образования в соответствии с международными, всероссийскими, национальными  исследованиями  качества образования;

Проведение стартовой диагностики  (конец сентября – октябрь);

-Проблемные практикумы по операционализации видов функциональной грамотности с установлением конкретных заданий по их формированию (по результатам проведения стартовой диагностики); (в результате семинаров получили операционализация 4 видов функциональной грамотности)

Организация контроля за качеством подготовки школьников к краевым диагностическим работам по читательской грамотности и естественнонаучной грамотности) (октябрь, ноябрь);

Проблемные методические семинары по работе с результатами КДР6 и КДР8;

планирование деятельности педагогов по результатам КДР

-Работа ШМО по разработке, выбору  диагностических  материалов, направленных на формирование математической, читательской, естественнонаучной, финансовой и глобальной грамотности;

-Организация и проведение мероприятий в рамках предметных декад, направленных на формирование читательской, математической, финансовой и естественнонаучной  видов грамотностей в урочной и внеурочной деятельности; отчет по проведению декады МИФ

Организация контроля за качеством подготовки обучающихся к учебным занятиям, качеством организации образовательной деятельности, направленной на повышение уровня качества предметных и метапредметных умений (использование практико-ориентированных заданий, деятельностного метода для эффективной работы по повышению заявленных умений);

Проведение диагностических работ за 1 полугодие (изучение предметных умений)

-Проведение районного методического объединения учителей начальных классов на базе школы по теме «Формирование математической грамотности младших школьников. Задания, направленные на их формирование»; Учителя начальных классов разрабатывали свои учебные занятия, занятия внеурочной деятельности, задания математического квеста совместно со школьным объединением учителей математики Новогодний математический квест, занятие «Математический флексагон»

— Организация деятельности групп допонимания по повышению качества предметных умений;

-Организация и проведение Дня без классов и уроков (познавательные лаборатории, направленные на повышение уровня функциональной грамотности);

-Проведение аналитических семинаров по работе с результатами КДР 2020 (январь), диагностических работ за 1 полугодие и планирование деятельности педагогов по повышению показателей;

работа с результатами диагностических работ за 1 полугодие

-Проведение промежуточных диагностических работ во 2 полугодии (уровень сформированности функциональной грамотности) с увеличением блоков (добавляется блок глобальная и креативная грамотности) (март)

-Проблемный семинар с педагогами по теме «Работа с результатами мониторинга уровня сформированности предметных и метапредметных умений»;

-Организация и проведение промежуточной аттестации (с 15 апреля по 20 мая) (предметные результаты)

 

4 этап «Управленческий»:

-Сравнительный анализ результатов уровня сформированности предметных умений и функциональной грамотности (анализ мониторинга); (справка по результатам стартовой диагностики)

-Принятие управленческих решений (по результатам проблемных семинаров «Работа с результатами»)

А) Разработка системы внутришкольных методических мероприятий, направленных на повышение профессионального роста по теме «Функциональная грамотность школьников»;

Б)Планирование курсов повышения квалификации педагогов по западающим вопросам в рамках образовательной практики;

В)Организация внутришкольного фестиваля успешных практик педагогов с целью распространения эффективного опыта работы по формированию предметных и метапредметных умений;

Г)Планирование контрольно-инспекционной деятельности в соответствии с результатами мониторинга уровня сформированности предметных умений и функциональной грамотности обучающихся.

Аналитическая справка по результатам диагностических работ за 1 полугодие 2019-2020 учебного года

Ожидаемые результаты:

За счет реализации системы мероприятий

— повышение качества образования (предметные умения и уровень сформированности функциональной грамотности)

-повышение уровня компетентности педагогов в вопросе форм работы, направленных на повышение уровня сформированности функциональной грамотности

-изменение школьной внутренней системы оценки качества достижения планируемых образовательных результатов (по итогам анализа реализации системы мероприятий в рамках управленческой практики)

Управленческая практика школы «Траектория роста», направленная на контроль, мониторинг и оценку качества достижения планируемых результатов  в соответствии с требованиями  федеральных государственных образовательных стандартов (описание, приложения к практике)

 

Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»);
  • постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (на странице качество образования выставляются анализы работ школы за определённый период, в котором указаны результаты мониторинга качества предметных знаний учащихся) (посмотреть по ссылке http://дзержинская-школа2.рф/2017/01/18/kachestvo-obrazovaniya/)
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;
  • приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации» (далее – Порядок); (результаты самообследования смотреть по ссылке http://дзержинская-школа2.рф/2017/01/19/samoobsledovanie/
  • В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. № 13-312 «О подготовке публичных докладов». (публичные доклады директора школы выставлены во вкладках страницы «Качество образования» перейти по ссылке http://дзержинская-школа2.рф/2017/01/18/publichnyj-otchet-14-15/)

ШСОКО

(система оценки достижений планируемых результатов)

Внешняя (независимая) Внутренняя

Начальное общее образование

ККР (читательская грамотность, групповой проект)

 

ВПР (русский язык, математика, окружающий мир)

Участие в апробации материалов разного уровня Формирующее оценивание (использование инструментария для развития познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД) Процессуальный мониторинг

(использование инструментария для развития и контроля предметных УУД)

Мониторинг сформированности УУД
1.Выполнение комплексных работ по предметам ( 2 раза в год)

2.Проведение единых диктантов по русскому языку, математике, окружающему миру по основным темам курса (в течение года)

3. Промежуточная аттестация по формам, установленным Положением о промежуточной аттестации

4. Мониторинг качества знаний по предметам, по классу, по педагогам

Основное общее образование

ОГЭ

 

Пробные тренировочные работы муниципального уровня

ВПР по предметам

ККР 8 (естествознание)

ККР7 (математика)

ККР6 (читательская грамотность)

 

Математический турнир 5-7 кл

 

Турнир по физике 7-8 кл.

ВПР (5-8 классы)

математическая лига (5 класс)

 

Формирующее и Критериальное оценивание (использование инструментария для развития познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД) Процессуальный мониторинг

(использование инструментария для развития и контроля предметных УУД)

Мониторинг сформированности УУД 5-8 класс
1.Выполнение комплексных работ по предметам ( 1 раз в год) 5-9 классы

2.Проведение единых диктантов по русскому языку, математике, географии, физике, биологии, химии по основным темам курса (в течение года)

3. Участие школьников в мероприятиях, направленных на расширение возможности демонстрации полученного опыта

4. Контрольные работы по предметам за 1 полугодие

5. Промежуточная аттестация по формам, установленным Положением о промежуточной аттестации

6. Мониторинг качества знаний по предметам, по классу, по педагогам

Среднее общее образование

ЕГЭ                                     ВПР

                                       11 класс

Рейтинговое оценивание (апробация 10 класс) Зачётная система (11класс) Проведение школьного мониторинга успешности выполнения заданий ЕГЭ
Проведение единых диктантов по русскому языку, математике, географии, физике, биологии, химии по основным темам курса (в течение года)

Контрольные работы по предметам за 1 полугодие

Промежуточная аттестация по формам, установленным Положением о промежуточной аттестации

 

Мониторинг качества знаний по предметам, по классу, по педагогам

 

Результаты входящих работ (общие по всем предметам)

Результаты входящих работ (общие по всем предметам)

Результаты комплексных работ по читательской грамотности

Результаты комплексных работ по читательской грамотности

Результаты качества знаний обучающихся за 1 четверть

Результаты качества знаний обучающихся за 1 четверть

Результаты единого диктанта по русскому языку

«Безударные гласные в корне слова»

Результаты единого диктанта по русскому языку

«Безударные гласные в корне слова»

Результаты единого диктанта по математике

«Действия с натуральными числами»

Результаты единого диктанта по математике

«Действия с действительными  числами»

Результаты единого диктанта по истории

«Знаменательные даты»

Результаты мониторинга количества учащихся, окончивших учебный год на «Отлично» и «Хорошо»

Обучалось обучающихся: 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020 2020-2021
Окончили ОУ с аттестатом об основном общем образовании с отличием 1 0 1  0 3 2
С золотой медалью 3 1 2 0 1 0
С серебряной медалью 1 0 1 0
Окончили на отлично:
По 2-4 классам 7 8 7 4
По 5-9-м классам 8 6 7  7
По 10-11-м классам 5 3 2  1
По школе в целом 20 17 16  12
Окончили на «4» и «5»:
По 2-4-м классам 38 49 31  57
По 5-9-м классам 55 52 54  52
По 10-11-м классам 11 7 18  22
По школе в целом 104 108 103  131
Качество знаний:
По 2-4-м классам 55% 42% 38%  44%
По 5-9-м классам 41% 31% 37% 33%
По 10-11-м классам 45% 43% 51% 48%
По школе в целом 47% 38% 42% 42%

Добавить комментарий