Методич материалы на конкурс педагогич вдохновение Егоренко А.П. Н-Танай

Нижнетанайская средняя школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дзержинская средняя школа №2

 

Название работы

Конспект урока географии в  9классе «Поволжский экономический район. Экономико-географическая характеристика».

Фамилия, имя, отчество автора

Егоренко Анжелика Петровна

 

Пояснительная записка

Методическая разработка по теме «Поволжский экономический район. Экономико-географическая характеристика» представляет собой конспект урока географии для 9 класса классической линии. Использован учебник для общеобразовательных учреждений География России 9 кл.  / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, М:Дрофа.

Данный урок – это сочетание четырех факторов: обучения, развития, воспитания, творчества – с приоритетом развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке.

Материал, объединённый общим содержанием, помогает с интересом и эффективно работать на уроке.

Урок разработан в соответствии с основными положениями ФГОС среднего общего образования.  В разработке прослеживается идея углубленного процесса восприятия учебного материала, развитие интереса к теме урока, составление наглядной картосхемы «Поволжского ЭР».

Методы и приёмы, применяемые в уроке, направлены на формирование универсальных учебных действий. Используются инновационные приемы и техники как условие успешной реализации предметного содержания (приёмы и методы критического мышления, ИКТ, интегрированные и развивающие технологии, здоровьесберегающие технологии,  самостоятельная работа в парах и в группах, беседа).

Конспект содержит материал, направленный на решение образовательных задач обучения, развитие творческого потенциала, формирование устойчивой мотивации и познавательных способностей обучающихся.

 

Данный методический материал будет полезен учителям географии.

 

Конспект урока

Тема «Поволжский экономический район. Экономико-географическая характеристика».

Класс: 9 ________________

Оснащение:  География России 9 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, М:Дрофа атласы 9 класс, , ЦОР, презентация, тесты, инд.задания, ватман для схемы, маркеры разных цветов, цветные картинки

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: создание условий для формирования целостного представления об экономическом районе

Задачи:

предметные: формировать представление об экономико — географическом положении изучаемого района, об особенностях природно-ресурсного потенциала этого района; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы, ЭГП и хозяйственной деятельностью; развитие умения добывать и применять знания в новой ситуации через решение проблемных задач;

метапредметные:

регулятивные УУД: умение обучающихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу.

познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск информации, её анализ и преобразование для получения необходимого результата, умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, умение отображать данные разными знаками, рисунками на план-схеме.

коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, достижения цели, умение выражать свои мысли, развивать навыки коллективной работы

личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации к теме и интереса к предмету, формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом коллективе, успешность творческой деятельности, чувства патриотизма.

 

Ход урока.

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

(Учащиеся настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку, называют отсутствующих)

 

Создание ситуации успеха

 

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я предлагаю начать наш урок с небольшой игры «Я хочу побывать …».  Выйдите из-за парт и встаньте полукругом. Правила такие: мы будем передавать друг другу флажок: тот, кто его получает, будет говорить «Я хочу побывать  ..» и называет любимый уголок на территории РФ, где хотелось бы побывать и почему.

(начинает учитель)

 

Очень хорошо! Присаживайтесь.

 

2.Мотивация учебной деятельности

Мы продолжаем.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды (приложение презентация),

Как называется этот автомобиль? ( «Жигули»)

Да, это  «символ минувшего века», легендарный отечественный автомобиль.

Своё название эта марка автомобиля получила от названия гор в составе Приволжской возвышенности.

А кто знает, на каком заводе, в каком городе,  и в каком экономическом районе производили этот автомобиль?

 

(ВАЗ- Волжский автомобильный завод,  г. Тольятти, Поволжский ЭР)

 

3.Постановка цели и задач урока

Значит, о каком экономическом районе пойдёт сегодня речь?

 

(Поволжский экономический район)

 

По каким признакам вы это определили? (ответы учащихся)

 

Тема урока: Поволжский экономический район

 

Что вы уже знаете по теме урока ?

 

Что  хотели бы узнать? (ответы)

 

Формулировка цели с помощью вопросов:

Что я узнаю на уроке? Чему научусь? Где мне пригодятся полученные знания?

 

Уч-ся записывают  ответы на вопросы, озвучивают и вывешивают на доске на стикерах.

А если мы добавим к этому ещё пункты, то получиться план характеристики ЭР.

 

  1. Площадь, Состав
  2. ЭГП
  3. ПУ и ПР
  4. Население
  5. Хозяйство: промышленность, с/х

 

 

Уточнение общей цели на урок

Давайте сформулируем общую цель урока.

 

Цель: Составить экономико-географическую характеристику Поволжского ЭР.

 

Скажите, чтобы составить характеристику ЭР, какие задачи должны выполнить?

 

(Ответы учащихся:

 

  -найти информацию

 — изучить

 — проанализировать и выбрать главное

 -сделать вывод

 ( по всем пунктам плана)

 

  1. Открытие нового знания

Результатом работы будет «Картосхема Поволжского ЭР»

Задание 1.

Сейчас вы будете работать в группе.

Вам предстоит составить «Визитную карточку ПЭР» по плану:

1.Состав: (8 субъектов федерации) — Республика Татарстан, Республика Калмыкия, Ульяновская обл., Пензенская обл., Самарская обл., Саратовская обл.. Волгоградская обл., Астраханская обл)

2.Площадь ____536,4 тыс. км2________

Место по площади среди всех ЭР__________________

 

3.Численность населения ___15873 тыс. чел____________

Место по численности населения среди всех ЭР________________

 

Доля населения ПЭР в населении России____10.8%___________________

 

Записывают данные на листках и вывешивают на доске

 

Задание 2.

Работа в парах:

Задание для первой пары: Охарактеризовать ЭГП

Задание для второй пары: Охарактеризовать ПУ и ПР

 

 

Поменяться парами

Задание для первой пары: Охарактеризовать население

Задание для второй пары: Охарактеризовать хозяйство

 

Задание 3.

Работа в группе:

Оформить картосхему ПЭР

 

Пояснение к заданию: Необходимо отразить знаками элементы характеризующие вашу тему( ваш пункт плана). Для этого придумайте знаки, символы, рисунки. Это будут условные знаки на картосхеме. Затем отметьте элементы используя маркеры, цветную бумагу.  Можно использовать цветные картинки в ваших дополнительных материалах, небольшие фотографии.

(работа с картосхемой)

5.Первичная проверка понимания

 

Задание 4.

 Каждая пара с помощью оформленной картосхемы защищает подготовленный материал.

 

 

6.Первичное закрепление

 

Задание 5

« Вопросительные слова»

Записать в таблицу, состоящую из двух колонок  с одной стороны  вопросы с другой стороны понятия связанные с темой урока ( 5 мин)

 

Необходимо сформулировать как можно больше вопросов за это время.

Каждый зачитывает получившиеся вопросы. Отдаётся поощрительный  балл за понравившийся вопрос.

 

Уч-ся выбирают по одному вопросу, обмениваются, стараются на него ответить.

 

Задание 6.

Тест из 5 вопросов

(приложение)

 

Задание 7.

Определи субъект или город

 

 

Задание 8. Приём «Апельсин»

Необходимо ответить «Да» «Нет» «Не знаю» аргументировав свой выбор. Во время аргументации передаётся апельсин по очереди от одного учащегося к другому.

Вопрос « оправдало ли строительство  каскада ГЭС на Волге экологические проблемы, связанные с этим?»

 

7.Этап «Самооценивания»

(учащиеся выставляют баллы в « Листы самооценки» подсчитывают и выводят оценку за урок)

 

8.Рефлексия

Приём «Мой урок сегодня»

 

8.Домашнее задание

Составить вопрос используя кубик Блума.

Подготовить сообщения и видеоряд о любом городе ПЭР (по выбору)

 

Список литературы

  1. https://leontevkashkola.ucoz.ru/_tbkp/u/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_po_fgos_ooo.pdf сайт с методическими рекомендациями
  2. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-uroka-po-fgos-2241284.html сайт с материалами методических рекомендациий
  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2016.
  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2016.
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2010.
  4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс. 2018
  5. Контурные карты. 9 класс – М.: Дрофа, 2018.

 

 Приложения к уроку:

 

Задание 1. Работа в группе

Составить «Визитную карточку ПЭР»

1.Состав

2.Площадь ____________

               

3.Численность населения _______________

 

Доля населения ПЭР в населении России_______________________

 

Задание 2. Работа в парах

Охарактеризовать ЭГП

План

  1. Положение района на территории государства (центральное, окраинное , пограничное)
  2. Пограничные государства их число
  3. Экономическое окружение (соседние районы)
  4. Положение относительно сырьевых баз
  5. Положение по отношению к транспортным магистралям (морским, речным, сухопутным)
  6. Вывод о экономико-географическом положении района

Задание 2.   Охарактеризовать ПУ и ПР ПЭР

ПУ Краткая характеристика
Рельеф

 

 
Климат

 

 
Почвы

 

 
Внутренние воды

 

 

 
Природные зоны

 

 

 

 

ПР Краткая характеристика
Минеральные

 

 
Лесные

 

 
Почвенно-

Земельные

 

 
Агроклиматические

 

 
Водные

 

 
Рекреационные

 

 

Вывод о ПУ и ПР:

Задание 2. Работа в парах

Охарактеризовать население

План

  1. Численность
  2. Естественный прирост
  3. Доля в населении страны
  4. Средняя Р, особенности размещения
  5. Доля городского населения %
  6. Национальный состав
  7. Крупные города, города миллионеры

 

Задание 2.

Охарактеризовать хозяйство ПЭР

                                               

Отрасль специализации Продукция Центры Факторы размещения
     

 

 

 
     

 

 

 
     

 

 

 
     

 

 

 
     

 

 

 

 

Используя атлас выделите 3 сельско-хозяйственных района  Поволжья

 

 

 Лист самоконтроля

ФИ________________________________________

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке балл

Этап Учебная деятельность Баллы баллы баллы Баллы
Начало урока Организационный момент (Приветствие)  Выполнил безошибочно

 

2

Выполнил с ошибками

1

Испытывал большие затруднения

0

 
1 шаг Мотивация учебной деятельности  Определил завод, город производитель, ЭР

3

 Определил 2 из перечисл

2

 Определил 1-  1

Не определил

0

 
2 шаг Формулировка цели урока  Ответил на все 3 вопроса

3

 На 2 вопроса

2

 На один вопрос

1

 
3 шаг Формулировка общей цели  Сформулировал

2

 Сформулировал не точно

1

 Не сформулировал 0  
4 шаг Определение задач  Определил задачу 1  Не определил

0

   
5 шаг Работа в группе «Визитная карточка»

(оценивается группой)

 Работал «хорошо»

2

 Работал «удовл»

1

 Не принимал участия

0

 
6 шаг Работа в парах №1  Нашли информацию, выполнили задание

2

 Нашли информацию, задание выполнили частично

1

 Задание не выполнили

0

 
7 шаг Работа в парах №2  Нашли информацию, выполнили задание

2

 Нашли информацию, задание выполнили частично

1

 Задание не выполнили

0

 
8 шаг Работа в группе «Оформление картосхемы ПЭР»  Отразили  более 5 элементов

5

 

 Отразили менее 5 элементов

2

 Не отразили 0  
9 шаг Устная защита подготовленного материала с использованием картосхемы

(оценивают учащиеся слушатели)

Говорил грамотно, лаконично, понятно, конкретно

3

Говорил не совсем грамотно, лаконично, понятно, конкретно

2

Не выступал

0

 
10 шаг «Вопросительные слова» Записал 6 вопросов и 6 понятий, сформулировал 6 вопросов и более

 

6

Записал 6 вопросов и 6 понятий, сформулировал менее 6 вопросов

4

Записал менее6 вопросов и 6 понятий, сформулировал менее 6 вопросов

2

 
11 шаг Определи субъект или город За каждый правильный ответ

1

 
12 шаг Тест 9-10 прав ответов 5 7-8 прав ответов 4 5-6 прав ответов 3

Менее 2

 
13 шаг «Апельсин» Аргументировал свою точку зрения грамотно, лаконично, понятно, конкретно

2

Аргументировал свою точку зрения не грамотно, не лаконично, не понятно, не конкретно

1

Не аргументировал

о

 
14 шаг «Мой урок сегодня» Аргументировал свой ответ грамотно, лаконично, понятно, конкретно

2

Аргументировал свой ответ не грамотно, не лаконично, не понятно, не конкретно

1

Не аргументировал

о

 
Всего баллов   43 26 9  

Перевод баллов в оценку: 

менее 21б-«2»

21-30- «3»

31-38-«4»

39-43-«5»

 

Задание 7.

Определи субъект или город (мин 3 вопроса)

1.О каком субъекте РФ Поволжья идет речь:

Областной центр – родина основателя Советского государства В.И. Ленина. Одна из главных отраслей хозяйства – машиностроение (производство автомобилей, самолетов).

(Ульяновская область Ульяновск)

  1. О каком субъекте РФ Поволжья идет речь:

    Народ, проживающий в регионе, занимает второе место по численности в России. Столица этого субъекта – самый северный город-миллионер Поволжского района. На территории этого субъекта в Волгу впадает самый крупнейший ее приток. Важнейшие отрасли специализации связаны с нефтегазодобычей. Развито широко машиностроение – производство грузовых автомобилей и самолетов. Назвать субъект РФ, народ, город-миллионер, приток Волги, центр производства грузовых автомобилей.

(Татарстан Казань)

  1. О каком субъекте РФ Поволжья идет речь:
    Волга делит область на две части: правобережную, занятую Приволжской возвышенностью, и низменное Заволжье. В области расположены АЭС и центр производства троллейбусов. В первой половине 20 века здесь находилась крупная немецкая автономия.

(Саратовская область )

 

  1. Определите регион России по его краткому описанию: эта область расположена в европейской части страны. Ее территория не имеет выхода к морям, но имеет выход к государственной границе России с одной из стран СНГ. В структуре промышленности наибольший удельный вес принадлежит топливно-энергетическому комплексу: на территории области работает один из крупных нефтеперерабатывающих заводов страны и одна из крупнейший в России АЭС.

(Саратовская область)

 

5.

 

(Пензенская область)

(Волгоград)

 

 

             

Задание 6 .

Тест «Поволжский ЭР»

 

 

 

 

А 4. Расставьте природные зоны Поволжья в соответствии с законом широтной зональности ( с севера на юг):

1) полупустыни 2) лесостепи 3) степи 4) смешанные леса

 

 

Главная водная артерия района?

а) река Кама                                            в)река Самара

б) река Волга                                           г) река Дон

Главная водная артерия района?

а) река Кама                                            в)река Самара

б) река Волга                                           г) река Дон

Главная водная артерия района?

а) река Кама                                            в)река Самара

б) река Волга                                           г) река Дон

А 5. Крупнейшим городом Поволжья является:
1) Казань 2) Волгоград 3) Саратов 4) Астрахань

 

А 6.  Установите соответствие:
1) Набережные Челны                 а) УАЗ
2) Тольятти                                   б) троллейбусы, автобусы
3) Ульяновск                                 в) КамАЗ
4) Энгельс                                     г) ВАЗ

 

 А 7.В сельском хозяйстве общероссийское значение имеет:

1) производство зерна, овощей, арбузов 2) арбузов и зерна 3) зерна и картофеля

 4) овощей и арбузов

 

 

Ответы к тесту «Поволжский ЭР»

  1. 2 1б           
  2. 3 1б            
  3. 3 1б
  4. 4231 1б            
  5. 1       1б
  6. 1-в 1б

     2 -г       1б

     3-а        1б

     4-б        1б

  1. 1 1б

Общее кол-во баллов  10

 

 Таблица Хозяйство ПЭР

Отрасли специализации Продукция отраслей Центры
  1. Химическая промышленность Производство синтетического каучука, автомобильные шины, химические волокна, пластмассы, азотные удобрения, полиэтилен, бытовая химия Новокуйбышевск, Чапаевск
2.Нефтяная и газодобывающая Добыча нефти и газа Татарстан, Новокуйбышевск, Самарская область, Волгоградская, Астраханская, Саратовская
3.Нефтеперерабатывающая   Новокуйбышевск
4. Пищевая Мукомольное, соляное, маслобойное производство Самара
5. Электрожэнергетика Гидроэнергоресурсы Волги ГЭС Волжская
6. Машиностроение Производство, сборка автомобилей, авиастроение, ракетно- космическое производство, вертолеты, троллейбусы, вездеходы, КамАЗы. Тольятти, Самара, Ульяновск, Казань, Энгельс, Набережные Челны.
7. Сельское хозяйство Пшеница, сахарная свекла, подсолнечник, горчица, скотоводство молочно – мясного направления, овцеводство, коневодство. Калмыкия — коневодство

 

Отрасль специализации Продукция Центры Факторы размещения
Машиностроение

(«автомобильный цех страны»)

автомобили

грузовые автомобили

вездеходы

троллейбусы, автобусы

трактора

самолеты, вертолеты

радиотехника, электроника, аэрокосмическая техника

г. Тольятти – АвтоВАЗ

г. Н.Челны – КамАЗ

г. Ульяновск.

г. Энгельс

г. Волгоград

г. Казань

г. Казань, Саратов, Самара.

Наличие транспортных путей, высококвалифицированных  кадров, соседство с Уралом и ЦЧР.
Химическая промышленность. добыча нефти, газа, серы, соли

нефтепереработка

синтетический каучук

 

химические волокна

 

 

 

г.Казань, Нижнекамск, Волжский.

г. Нижнекамск, Волжскй.

Нефтегазоносный район страны.

Нефтепроводы.

 

Топливно-энергетический комплекс

 

ГЭС

 

 

 

 

 

ТЭС

 

 

 

 

 

АЭС

Нижнекамская

Волжская (г. Тольятти)

Саратовская (г. Вольск)

Волгоградская

Татария: Нижнекамская, Казанская, Набережные Челны.

Саратовская, Волгоградская.

 

 

 

Балаковская

Каскад электростанций на Волге.

 

 

 

 

Природный газ.

 

 

 

 

 

Уран.

 

 

Задание: Используя атлас выделите 3 сельско-хозяйственных района  Поволжья

(работа в группах)

  1. Зерновой( рожь, пшеница), с посевами картофеля, мясо-молочным скотоводством и свиноводством) 2.Зерновой  (пшеница. рожь, просо)   с молочно-мясным и мясо-шерстным животноводством и птицеводством                                                                                        3.Овощеводческий с небольшими посевами зерновых и овощебахчевых культур.

Презентация к уроку:

 

 

 

 

Пролистать наверх