Решаем вместе
Есть вопрос?

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122

информационная безопасность

Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ: ОСОБАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Персональные данные работников – это любая информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника

Работодатели не вправе получать и обрабатывать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности человека. То есть, собирать сведения, допустим, о вероисповедании сотрудников – нельзя. Ведь такая информация представляет из себя личную или семейную тайну и никак не может быть связана с выполнением трудовых обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ любые действия или операции с персональными данными считаются их обработкой. К таким действиям относятся сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача персональных данных (их распространение, предоставление, доступ к ним), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.

Организация работы с персональными данными (полную информацию можно увидеть по ссылке )

Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, ИНН. Это значит, что каждый работодатель, заключая трудовой договор, получает информацию, относящуюся к персональным данным. Такая информация содержится в документах, предъявляемых работником при приеме на работу:

  • в паспорте;
  • в военном билете (у военнообязанных);
  • в свидетельстве о присвоении ИНН;
  • в страховом пенсионном свидетельстве;
  • в документах об образовании;
  • в водительском удостоверении и документах на машину, если это требуется в связи с исполнением трудовой функции;
  • в медицинской справке о прохождении медицинского осмотра (медицинской книжке), если это необходимо в связи с исполнением работником трудовой функции.

В статье 86 ТК РФ установлены общие требования, которые должны соблюдать работодатель и его представители при обработке персональных денных в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина:

  • обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
  • при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами;
  • все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;
  • работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;
  • работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, кроме случаев, установленных ТК РФ или иными федеральными законами;
  • при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
  • защита персональных данных работника от их неправомерного использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;
  • работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
  • работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
  • работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

закон о персональных данных в 2017В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ каждая организация обязана издать документ, определяющий ее политику в отношении обработки персональных данных, локальный акт по вопросам обработки персональных данных, а также локальный акт, устанавливающий процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий таких нарушений.

Работодатель обязан обеспечить такой порядок хранения персональных данных, который бы ограничивал несанкционированный доступ к ним. Право доступа к персональным данным работника, в частности, имеют:

  • руководитель организации (работодатель – индивидуальный предприниматель);
  • непосредственный руководитель работника;
  • начальник отдела кадров;
  • сотрудники отдела кадров;
  • сотрудники бухгалтерии.

Так как доступ к персональным данным может иметь не только руководитель организации, ответственность за разглашение персональных данных предусмотрена и для работников организации. Например, согласно п. «в» ч. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе при разглашении персональных данных другого работника.

Постановление Красноярского края от 06.09.2016  №445-п  «Об утверждении угроз безопасности персональных данных, актуальных при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных органов исполнительной власти Красноярского края»

Оформление согласия работника на передачу его персональных данных.

В соответствии со ст. 88 ТК РФ передача персональных данных работника третьей стороне без письменного согласия указанного работника не разрешается, за исключением предусмотренных законом случаев. Сразу перечислим ситуации, когда не требуется согласие работника на передачу его персональных данных.

 

Не требуется согласие работника на передачу его персональных данных Нормы законодательства
Третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника Абзац 2 ст. 88 ТК РФ, абз. 1 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора[1]
В ФСС, ПФР в объеме, предусмотренном законом Абзац 15 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ, п. 1, 2 ст. 9, п. 1, 2, 2.1, 3 ст. 11, абз. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, абз. 3 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора
В налоговые органы Подпункты 1, 2, 4 п. 3 ст. 24 НК РФ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора
В военные комиссариаты Абзац 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, пп. «г» п. 30, пп. «а» – «в», «д», «е» п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора
По запросу профессиональных союзов в целях контроля за соблюдением трудового законодательства работодателем Абзац 5 ч. 6 ст. 370 ТК РФ, п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора
По мотивированному запросу органов прокуратуры Пункт 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора
По мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности Статья 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, п. «м» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора
По запросу от государственных инспекторов труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности Абзац 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора
В органы и организации, которые должны быть уведомлены о тяжелом несчастном случае, в том числе со смертельным исходом Абзац 5 ст. 228 ТК РФ. Перечень оповещаемых органов и сроки направления извещений о несчастном случае установлены ст. 228.1 ТК РФ
В случаях, связанных с исполнением работником должностных обязанностей, в том числе при направлении в командировку Части 5 – 5.2 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, п. 19 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085, абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ № 1085, абз. 4 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора
Для предоставления сведений в банк, обслуживающий банковские карты работников, при условии что в договоре о выпуске карт (коллективном договоре, локальном нормативном акте организации) содержится пункт о праве работодателя передавать персональные данные работников либо работодатель действует на основании доверенности на представление интересов работников Абзац 10 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

Во всех остальных случаях передача персональных данных производится с письменного согласия работника, из которого должно быть ясно, кому будут передаваться его персональные данные и с какой целью.

Кроме того, работодатель обязан предупредить лиц, получающих персональные данные, о том, что данные сведения могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что данное правило соблюдено.

Нормативное регулирование

Публикуются актуальные сведения об федеральных и региональных законах, письмах органов власти и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних. Допускается вместо копий размещать гиперссылки на соответствующие документы на сайтах органов государственной власти.

Копии документов в формате *PDF

Нормативные документы в области информационной безопасности (информация заимствована с сайта МГУ им. М.В. Ломоносова https://www.msu.ru/info/is/isdocs.php#1)

Педагогическим работникам

Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

 

Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. Рекомендации разработаны на основании письма Министерства образования и науки Мурманской области от 12.12.2014 №17-02/9115-ИК «О методическом обеспечении деятельности по противодействию экстремизму среди обучающихся и профилактике интернет-зависимости».

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.

Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

  • школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
  • ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
  • лучше работать за компьютером в первой половине дня;
  • комната должна быть хорошо освещена;
  • при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
  • расстояние от глаз до монитора – 60 см;
  • периодически делать зарядку для глаз.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа

«Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internet-project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика)

Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс

«Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.

Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.

Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf

Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт.

http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kids-social.aspxhttp://www.microsoft.com/ru- ru/security/default.aspx.

Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет.

Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн»

http://detionline.com/internet-project/competence-research.

В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных особенностей учащихся.

http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_2014_g/print.

При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.

Интернет-ресурсы для педагогических работников:

Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.

http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/partneram-o-proekte мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

  • Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
  • Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
  • Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
  • Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»

Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»: /rekomendacii.pdf

Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети «Интернет»: /metodrec2017.pdf

Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)

1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

Обучающимся

Детские безопасные сайты

Полезные ссылки для учеников

InternetUrok.ru Учителя вызывали?  http://interneturok.ru

Всероссийские эвристические олимпиады http://www.eidos.ru/olymp/;

Всероссийская олимпиада школьников http://www.rusolymp.ru;

Олимпиадная информатика http://www.olympiads.ru;

Естественнонаучный образовательный портал  http://www.en.edu.ru;

«Дополнительное образование детей http://www.vidod.edu.ru;

Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий http://www.megabook.ru;

МультиЛекс Online: электронные словари онлайн http://online.multilex.ru; 

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://vschool.km.ru;

Все вузы России: справочник для поступающих http://abitur.nica.ru;

Все для поступающих http://www.edunews.ruABConline.

Английский язык для всех http://www.abc-english-grammar.com;

Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия (www.nachalka.info/ru);

Начальная школа детям, родителям, учителям (www.nachalka.com.);

Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru

http://www.uznai-prezidenta.ru/ – Детский сайт Президента РФ

 

Русский язык

http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

http://www.fipi.ru/ – ФИПИ

http://www.rustest.ru – Федеральный центр тестирования

Культура письменной речи  http://www.gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений  http://www.philolog.ru/dahl/

Имена.org — популярно об именах и фамилиях  http://www.imena.org

Крылатые слова и выражения  http://slova.ndo.ru

Основные правила грамматики русского языка   http://priroda.inc.ru/blog/grammatika.html

 

 Литература

http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

http://www.classic-book.ru/ – электронная библиотека классической литературы

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»  http://lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала  http://litera.edu.ru

BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки  http://www.bibliogid.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия  http://www.foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека  http://www.rvb.ru

Слова: поэзия Серебряного века  http://slova.org.ru

 История

http://rushistory.stsland.ru – история России с древнейших времен

http://www.museum.ru/- музеи России

http://www.fipi.ru/ – ФИПИ

http://www.rustest.ru – Федеральный центр тестирования

http://grandwar.kulichki.net/ – Рассказы о военных конфликтах Российской империи
http://www.hist.ru/ –  Исторический альманах «Лабиринт Времен»
http://www.historia.ru/ – Мир Истории
http://hronos.km.ru/ – Проект «ХРОНОС» – всемирная история в Интернете

http://lants.tellur.ru/history/ – Отечественная история

 

Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории»  http://his.1september.ru

Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала  http://historydoc.edu.ru

Отечественная история 70 лет битве под Москвой  http://pobeda.mosreg.ru

Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев  http://www.1941_1945.ru

Виртуальный музей декабристов  http://decemb.hobby.ru

Герои страны: патриотический интернет проект  http://www.warheroes.ru

Династия Романовых  http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html

Интернет проект «1812 год»  http://www.museum.ru/museum/1812/

История России с древнейших времен до наших дней  http://clarino2.narod.ru/rus_history.htm

Ленинград. Блокада. Подвиг  http://blokada.otrok.ru

Наша Победа. День за днем  http://www.9may.ru

Образование Киевской Руси  http://oldru.narod.ru

Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России  http://lants.tellur.ru/history/

  Обществознание. Экономика. Право.

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации  http://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт  http://www.president.kremlin.ru

Президент России — гражданам школьного возраста  http://www.uznay-prezidenta.ru/

Государственная Дума: официальный сайт  http://www.duma.gov.ru

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация  http://www.gks.ru

http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

http://www.fipi.ru/ – ФИПИ

http://www.rustest.ru – Федеральный центр тестирования

Физика

http://genphys.phys.msu.ru – кафедра общей физики физфака МГУ им. М.В. Ломоносова: учебные пособия, физический практикум, демонстрации.

http://www.fizika.ru – сайт для преподавателей и учащихся

http://fizmir.org/ – Мир Физики

http://irodov.nm.ru/education.htm/ – Сборники задач по физике с примерами и решениями

Математика

http://school-collection.edu.ru/collection/matematika/ – материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://www.maht-on-line.com – Занимательная математика – школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

http://www.mathkang.ru – международный математический конкурс «Кенгуру»

Allmath.ru — вся математика в одном месте  http://www.allmath.ru

EqWorld: Мир математических уравнений  http://eqworld.ipmnet.ru

Exponenta.ru: образовательный математический сайт  http://www.exponenta.ru

Вся элементарная математика:

Средняя математическая интернет школа  http://www.bymath.net

Геометрический портал  http://www.neive.by.ru

Графики функций  http://graphfunk.narod.ru

Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru/

Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)  http://rain.ifmo.ru/cat/

ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию  http://www.uztest.ru

Задачи по геометрии: информационно поисковая система  http://zadachi.mccme.ru

Задачник для подготовки к олимпиадам по математике  http://tasks.ceemat.ru

Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) http://www.math-on-line.com/

Интернет проект «Задачи»  http://www.problems.ru

Математические этюды  http://www.etudes.ru

Иностранные языки

http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

http://vse-uroki.ru

http://rusedu.ru

http://www.english-to-go.com

http://artefact.lib.ru/ – сайт в помощь изучающим иностранные языки
http://english4all.ru/news.php – Английский язык для всех
http://englishhome.narod.ru/ – Учим английский вместе
http://www.english.language.ru/ – сервер, посвященный изучению английского языка в России и за рубежом

Химия

http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

http://mendeleev.jino-net.ru – периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома

http://rushim.ru/books/books.htm – электронная библиотека по химии

http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ – Занимательная химия
http://www.alhimik.ru/ – АЛХИМИК
http://www.schoolchemistry.by.ru/ – Школьная химия

http://www.novedu.ru/sprav.htm/ – Справочник по химии

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов  http://www.hemi.nsu.ru

Химия в Открытом колледже  http://www.chemistry.ru

WebElements: онлайн справочник химических элементов  http://webelements.narod.ru

Белок и все о нем в биологии и химии  http://belok-s.narod.ru/

Виртуальная химическая школа  http://maratakm.narod.ru

Занимательная химия: все о металлах  http://all-met.narod.ru/

Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой  http://www.104.webstolica.ru

Коллекция «Естественно научные эксперименты»: химия  http://experiment.edu.ru

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»  http://him.1september.ru

ChemNet: портал фундаментального химического образования  http://www.chemnet.ru

АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой  http://www.alhimik.ru

 География

Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»  http://geo.1september.ru

GeoPort.ru: страноведческий портал  http://www.geoport.ru

Библиотека по географии. Географическая энциклопедия  http://www.geoman.ru

География. Планета Земля  http://www.rgo.ru

География.ру: страноведческая журналистика  http://www.geografia.ru

География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации  http://www.georus.by.ru

География: сайт А.Е. Капустина  http://geo2000.nm.ru

Все флаги мира   http://www.rubricon.com/flags/flags.asp

Сайт редких карт Александра Акопяна  http://www.karty.narod.ru

Страны мира: географический справочник http://geo.historic.ru

Территориальное устройство России: справочник каталог «Вся Россия» по экономическим районам  http://www.terrus.ru

   Астрономия

Российская астрономическая сеть  http://www.astronet.ru

Астрономия в Открытом колледже  http://college.ru/astronomy/

Astrolab.ru: сайт для любителей астрономии  http://www.astrolab.ru

HERITAGE — Астрономическое наследие: Астрономическое образование с сохранением традиций  http://heritage.sai.msu.ru

Азбука звездного неба  http://astro-azbuka.info/

Астрономия и космонавтика: сайт К. Арбузова  http://www.m31.spb.ru

Астрономия: проект Новосибирской открытой образовательной сети  http://www.astro.websib.ru

Астрономия: сайт Н.Е. Коржова и Д.В. Сеченых  http://www.space.vsi.ru

Метеориты: научно популярный сайт http://www.meteorite.narod.ru

Сайт «Астрогалактика»  http://www.astrogalaxy.ru

Сайт «Галактика»  http://moscowaleks.narod.ru

Сайт «Космический мир»  http://www.cosmoworld.ru

Сайт «Планетные системы»  http://www.allplanets.ru

Сайт «Солнечная система»  http://www.galspace.spb.ru

Школьная астрономия Петербурга  http://school.astro.spbu.ru

Электронная библиотека астронома любителя  http://www.astrolib.ru

Учебные материалы по информатике

Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru/index.php

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»  http://inf.1september.ru

История Интернета в России  http://www.nethistory.ru

 

Галереи, музеи, выставки

Виртуальная картинная галерея Александра Петрова  http://petrov-gallery.ru/

Виртуальный каталог икон  http://www.wco.ru/icons/

Виртуальный музей живописи  http://www.museum-online.ru

Виртуальный музей Лувр  http://louvre.historic.ru

Государственная Третьяковская галерея  http://www.tretyakov.ru

Государственный Русский музей  http://www.rusmuseum.ru

Государственный Эрмитаж  http://www.hermitagemuseum.org

 

Дата обновления страницы: 14.07.2021