Решаем вместе
Есть вопрос?

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122

ОРКСЭ (выбор модуля). Книгообеспечение обучающихся школы

Данная информация предлагается  для родителей 3-их классов, с целью знакомства с модулями ОРКСЭ для дальнейшего определения образовательного направления в разделе ОРКСЭ.

План мероприятий МБОУ ДСШ №2 по выбору родителями (законными представителями)обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Образец заявления родителей (законных представителей) о выборе модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ

Краткая информационная справка по модулям ОРКСЭ.

 

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКиСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

С 01.09.2015 года в учебный план для учащихся 4-х классов будет введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по 1 часу в неделю, включающий 6 модулей. Ребёнком и его семьей выбирается для изучения тот модуль, который более всего согласуется с образовательными запросами и семейными традициями, мировоззрением и морально-нравственными установками:

  • «Основы мировых религиозных культур»,
  • «Основы светской этики»,
  • «Основы православной культуры»,
  • «Основы исламской культуры»,
  • «Основы буддийской культуры»,
  • «Основы иудейской культуры».

Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

С подробной информацией об «Основах религиозных культур и светской этики» Вы можете познакомиться на сайте СПбАППО.

Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.

Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика).

Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.

Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика).

Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

Выбор модулей в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (Презентация)

Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым.

В случае, если через какое-то время после начала изучения модуля Вы и Ваш ребенок понимаете, что выбор был сделан неверно, Вы можете обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля с указанием причины.

Первые 4 модуля ОРКСЭ — конфессиональные. Они посвящены древнейшим духовным традициям вероисповедания — христианству, исламу, буддизму и иудаизму, однако носят не вероучительный, а культурологический характер. Их изучение воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, любовь к семье, природе, Родине, уважение к правам и законным интересам сограждан вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности. Кроме того, обращение к традиционным ценностям способствует формированию крепкой духовно-нравственной основы и ценностных ориентиров для будущей взрослой жизни ребенка, что защитит его от различного рода зависимостей.

Модуль «Основы мировых религиозных культур» знакомит с элементарными представлениями об истории и особенностях основных религий мира, с культурными традициями народов России, влияющими на жизнь людей.

Модуль «Основы светской этики» формирует у учащихся первоначальные знания о светской этике, ее роли в истории и  современной жизни России, знакомит школьника с принятыми в светском обществе нормами морали без опоры на культурные ценности традиционных религий России.

Модуль «Основы православной культуры» имеет ценность не только для тех, кто исповедует Православие. Если человек искренне стремится к тому, чтобы знать и глубже понимать отечественную историю, литературу, искусство, культурные традиции жизни наших предков, то он должен иметь представление о Православии. Православие является историческим основанием культуры и государственности России.

Структура комплексного учебного курса (34 часа)

    • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
    • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов).
    • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
    • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Учебные пособия для комплексного учебного курса

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков

КНИГООБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

Нормативно-правовая документация по учебному книгообеспечению  школьников МБОУ ДСШ№2:

Нормативные акты

  • Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 8, 18, 28, 35, 47, 79 (с изменениями с 1июля 2020)
  • Порядок формирования Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 18.12.2019 № 695
  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 22.11.2019 № 632))
  • от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО
  • ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупа учебников» (с изменениями)
  • ГОСТ 7.60-2003 «Учебные издания»

Информационные документы

  • Письмо Минобрнауки России от 08.12.2011 № МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»
  • Письмо Рособрнадзора от 11.08.2016 N 05-455«Об использовании учебников»
  • Письмо Минобрнауки России от 16.05. 2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий»
  • Письмо Минобрнауки России от 31.01.2019 N ОВ-473/07
    «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»
  • Письмо Минпросвещения от 23.10.2019 № ВБ -47/04 «Об использовании рабочих тетрадей»

Обеспечение учебниками и учебными пособиями

  • Обеспечение учебниками и учебными пособиями осуществляется в четко установленных пределах Законом об образовании
  • Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) (ст. 18)
  • Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий для реализации ОП (п.9 ч.3 ст. 28 Закона)
  • Норма обеспеченности не менее одного учебника на каждого обучающегося по каждому предмету, входящему в обязательную часть учебного плана ООП (ст. 18 Закона)
  • Не менее одного учебника или учебного пособия на каждого школьника по учебным предметам школьного компонента учебного плана ООП (ст.18 Закона)
  • Обучающимся бесплатно предоставляются в пользование на возвратной основе учебники и учебные пособия (ст. 35 Закона)
•В крае действует автоматизированная программа «Учебник» (http://zakaz.kipk.ru), функционируют краевой (http://www/krao.ru) и муниципальный обменные фонды. Списки учебников, по которым осуществляется образовательный процесс, образовательными учреждениями края формируются на основе федеральных перечней учебников и утверждаются приказами образовательных учреждений. Утвержденные списки учебников размещаются на сайтах школ.
•В соответствии с утвержденным списком учебников, с учетом имеющихся фондов школы края ежегодно формируют заказ на недостающие учебники, который передают в муниципальный орган управления образованием.
•Органами управления образованием на основе заказов школ и с учетом муниципального фонда учебников формируется муниципальный заказ, который заверяется руководителем управления образованием и главой муниципалитета и передается в Министерство.
•Краевой список учебников, приобретаемых на средства краевого бюджета, формируется на основе  заказов муниципалитетов и краевых учреждений и утверждается приказом Министерства.
•Закупка учебников за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.02.2005 № 94-ФЗ, образовательными учреждениями за счет средств субвенции самостоятельно.

Правила пользования библиотечными ресурсами

Приказ о распределении функциональных обязанностей

 

Дата обновления страницы: 16.02.2024