Поиск
Close this search box.
Решаем вместе
Есть вопрос?

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122

Ресурсная карта

2021-2022, 2022-2023 и 2023-2024 учебные года стали как стартовой платформой для объединения всех мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности.  В указанные учебные года педагогический коллектив осваивал новые формы, которые могут стать формой массовой оценки уровня сформированности всех видов грамотности. В 2024-2025 учебном году у авторов идеи «Марафон игр разума» Н.Н. Ивановой и Н.Г. Перепейкиной, возникла новая, надеемся, успешная практика.

Давайте вспомним: в 2021-2022 учебном году творческой группой педагогов организованы и проведены Дни без классов и уроков. Данная практика описана на нашем сайте: https://дзержинская-школа2.рф/den-bez-klassov-i-urokov/https://дзержинская-школа2.рф/den-bez-klassov-i-urokov-bilet-v-budushhee-vypusknika/https://дзержинская-школа2.рф/fotoalbom/

Все мероприятия Дня без классов и уроков были посвящены погружениям в учебную, практико-ориентированную деятельность, во внеурочную, где требовались предметные знания и реализацию модели профориентации «Билет в будущее»

«Марафон игр разума», проведенный в течение всего 2022-2023 учебного года, показал, что все 7 проведенных игр позволили качественно оценить уровень сформированности функциональной грамотности. Вспомним некоторые события: https://vk.com/wall-138059882_232  Игра, направленная на оценку креативного мышления

https://vk.com/wall-138059882_2306 Игра, направленная на оценку естественно-научной грамотности

https://vk.com/wall-138059882_2468 — Итог Марафона игр разума, победители награждены поездкой в Краевой центр флоры и фауны «Роев ручей».

Но как всегда, у педагогов имеются НО! нам не хватило полного 100% охвата детей для их участия в каждой игре, не хватило мероприятий, направленных на поэтапное формирование отдельных видов грамотностей, поэтому первое полугодие 2024-2025 учебного года Н.Г. Перепейкиной разрабатывалась модель, объединяющая две успешные практики «День без классов» и «Марафон игр разума».

Данную практику Н.Г. Перепейкина защищала на  муниципальном и зональном этапах VIII Педагогического марафона «От базовых результатов к результатам высоких достижений».

Дипломы победителя регионального дистанционного  конкурса для учителей математики и начальной школы «Формирование математической грамотности: от теоретических знаний к реальным жизненным ситуациям» 

Команда Дзержинского района на зональном этапе VIII Педагогического марафона «От базовых результатов к результатам высоких достижений»:

Творческая группа МБОУ Дзержинская средняя школа №2 на зональном этапе VIII Педагогического марафона «От базовых результатов к результатам высоких достижений»:

Предъявление практики на секции «Система работы по достижению результатов по функциональной грамотности выше российских», где модератором являлась  Ясенецкая  Е. П.:

Практика «»Марафон игр разума» как  эффективный способ оценки результатов формирования функциональной грамотности» получила достаточно высокую оценку  и на муниципальном, и на зональном уровне.

Презентация и описание практики Комментарии к слайдам презентации:

Презентация успешной практики

Описание к слайдам.

Объединив три успешных практики и взяв лучшее из них, мы получили новую  модель практики СИТИ – марафон. Наша новая  практика, к разработана на 3 года.

Основная цель практики: обеспечить системное оценивание результатов формирования функциональной грамотности обучающихся на уровне основного и среднего общего образования

Дидактические материалы для организации Марафона Игр разума для 5-9 классов. 

Для обучающихся основного общего образования будет организовано 3 ленты:

1 лента  «Шаг за шагом» направлена на освоение шагов формирования ФГ (пример задания на МГ)

2 лента: Марафон игр разума, направленный на оценку результатов формирования ФГ (пример игры по МГ)

3 лента: «Твори. Создавай. Презентуй!», направлена на применение полученных умений и развитие  опыта предъявления собственных результатов (пример задания по МГ).

Предварительно дети делают выбор: какой вид грамотности он выбирает для погружения на целый день. Именно поэтому данная практика получит конечные результаты через 3 года

Содержание деятельности для разработки индивидуальной образовательной программы школьника:

ИОП 5-9 классы

Запуск Марафона игр разума для обучающихся 5-9 классов.

Игра по оценке математической грамотности «Математические колонизаторы»

 

Критерии для оценки презентации результатов деятельности обучающихся 5-9 классов

обучающиеся 10-11 классов организуются по собственному выбору вида ФГ в группы и выходят за границы школьного пространства, решая поставленные перед ними задачи, используя инфраструктуру районного центра, во второй части дня получают возможность для обработки полученных результатов и подготовки презентации полученного результата.

Содержание программы для  обучающихся 10-11 классов

Инструкция по созданию ИОП 10-11 классов

ИОП 10-11 классы

Дидактические материалы для организации СИТИ-Марафона обучающихся среднего общего образования

Пример проблемной ситуации

Сценарий проведения СИТИ-Марафона

Критерии оценки презентации результатов решения проблемной ситуации

Рефлексия организована через анкетирование по предложенному QR-коду

Сертификат участника группы-победителя  Сити-Марафона

Образовательные результаты для разработки критериев оценки уровня сформированности ФГ

Мотивирующий рекламный видеоролик (https://web.vk.me/video/778343783_456239019_video778343783_456239019_4e6adf62f1ad8e39bc.accessKey?sferum=true)

Практические навыки по естественнонаучной грамотности дети получают в рамках реализации сетевой программы «Ветеринария- моё призвание!» вместе с преподавателями Красноярского аграрного университета и специалистами ОАО «Денисовский»  (договор)

Обучающиеся старшей школы имеют возможность получения практической подготовки  по юриспруденции в рамках реализации договора о сотрудничества с МО МВД России «Дзержинский» (договор)

В 2023-2024 учебном году творческой группой педагогов: Н.Н. Иванова, директор школы, И.В. Фадеева, учитель русского языка и литературы, Н.Г. Перепейкина, учитель математики, К.Е. Пузыревская, учитель истории и обществознания, К.Ю. Каурзон, учитель географии, Е.П. Неминущая, заместитель директора по ВР, разработан и реализован проект «Сто причин любить Россию» в рамках грантового конкурса РДДМ «Движение Первых».  Основная цель проекта — провести межрайонный фестиваль народного творчества.  Благодаря слаженной работе творческой группы, а главное, деловому подходу Нины Николаевны, директора школы, по освоению денежных средств, выделенных в рамках проекта, приобретению необходимого оборудования и инвентаря  для организации фестиваля, удалось достичь поставленной цели!!!! Фестиваль собрал 510 подростков разных возрастных групп, включая волонтеров движения, из всего Дзержинского района! Для того, чтобы спланировать логистику передвижения участников, организаторы фестиваля использовали отработанную в школе  модель КСО «День без классов и уроков». Полный фотоотчет о проведенном мероприятии вы можете просмотреть по ссылке на Яндекс-диске: https://disk.yandex.ru/d/UO2LUzJ1fsM-Ow

и ссылкам на мероприятия на страницах школьного медиацентра ШкАП в VK:  https://vk.com/wall-138059882_2845https://vk.com/wall-138059882_2844

Марафон игр разума

В нашей школе в рамках внеурочной деятельности организованы курсы, направленные на формирование всех видов функциональной грамотности:

Наименование вида ФГ Наименование курса внеурочной деятельности Класс
1 Естественнонаучная грамотность

 

Экспериментарий по физике 7
2 Читательская грамотность Сложные вопросы русской грамматики 9
3 Глобальные компетенции Дебаты 8
4 Финансовая грамотность Финансовая грамотность 7
5 Финансовая грамотность Финансовая грамотность 5
6 Математическая грамотность «Учимся для жизни» 5-9
7 Естественнонаучная грамотность Карта-язык географии
8 Читательская грамотность Тайны русского языка
9 Глобальные компетенции Я-профи. 8
10 Естественнонаучная грамотность Основы туризма 8
11 Функциональной грамотности Развитие функциональной грамотности обучающихся
12 Креативное мышление Волонтерство-наш стиль жизни
13 Математическая грамотность Математический практикум
14 Математическая грамотность Функциональная грамотность: математическая грамотность
15 Читательская грамотность Литературное краеведение 9
16 Читательская грамотность Английский в чемодане 7
17 Естественнонаучная грамотность Юный биолог 5
18 Математическая грамотность Сложные вопросы математики 11а
19 Глобальные компетенции Путевка в жизнь
20 Читательская грамотность Тайны русского языка
21 Читательская грамотность Увлекательный английский

Оценивание результатов реализации курсов происходит в соответствии со школьной программой «Мир игр разума», которая предполагает проведение 1 раз в месяц игры, направленной на оценку уровня каждого вида грамотности.

Программа «Марафон игр Разума» составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования,  на основе примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: Учимся для жизни»,  разработанной институтом стратегии развития образования Российской Академии Образования.

Презентация Марафона игр разума

Выступление на межрайонной педагогической конференции «качество образования»

В рамках программы «Мир игр разума»  в нашей школе уже  проведены  игры:

Квест-игра «Юный финансист» по оценке уровня сформированности финансовой грамотности обучающихся 5-7 классов:

25 ноября в нашей школе состоялись первые испытания » Марафона игр разума». Квест по финансовой грамотности «Юный финансист» был проведен среди 5-7 классов, участники которого были объединены в 4 команды. Получив маршрутный Чек-лист, сборные команды прошли испытания на 4-х площадках, с целью набрать наибольшее количество «Фунграмиков» (условные единицы созданного банка МИР). В ходе испытаний командам пришлось окунуться в мир умений финансового грамотного человека : от составления семейного бюджета и решения финансовых задач до ребусов, кроссвордов и даже мультфильмов на тему финансовой грамотности. «Время — деньги» — девиз мероприятия, потому что знания, логика, и скорость выполнения заданий добавляли в копилку Фунграмики. Закончив испытания, команды посчитали заработанные баллы, обменяли их на Фунграмики и выбрав один из вариантов вклада положили их на депозит банка МИР, до следующих испытаний, которые состоятся уже в декабре.;

игра Комьюнити «Осторожно, финансовые мошенники» по оценке уровня сформированности финансовой грамотности и глобальных компетентностей среди обучающихся 8-10 классов:

Тема встречи была посвящена финансовому мошенничеству, как глобальной проблемы современного общества. Работа над проектами по проблеме проходила в смешанных группах с 8 по 10 классы. Для установления в группах благотворной и дружественной атмосферы психологом школы было проведено упражнение, что поспособствовало сотрудничеству ребят в дальнейшем. По итогам работы 6 групп представили шесть проектов. В одних ребята предлагали борьбу с мошенничеством через рекламу, в других — через мероприятия (как для малышей, сверстников, так и для взрослых). ;

Игра «Путь к успеху» по оценке математической грамотности обучающихся 5-10 классов.

Каждая игра вызвала интерес всех обучающихся.

Игра «Путь к успеху» была разработана и проведена учителем математики Перепейкиной Н.Г..

В течение игры работала экспертная комиссия, оценивающая результаты решения задач.

По итогам игры «Путь к успеху» победители получили сертификаты.

По результатам каждой игры дети набирают определенное количество баллов, которое в конце меняют на денежную условную единицу и кладут в банк «МИР» под определенные условия:

В начале каждой игры озвучивается набранный капитал командой и с данной суммой дети продолжают игру.

Данная форма оценки результатов формирования функциональной грамотности является нестандартной, ненавязчивой и интересной для детей. Ребята с нетерпением ждут новых игр!!!!

Общие правила, сценарий игры

Образцы мониторинговых таблиц и экспертного листа

Оценка игр марафона обучающимися

Оценка игры «Путь к успеху» учителями математики Дзержинского района

Уважаемые коллеги, руководители ШМО! Предлагаем Вашему вниманию статью Ирины Костроминой «Функциональная грамотность учеников в новом ФГОС», опубликованная в журнале Управление начальной школой

https://kipk.ru/centre-nppm/139-main/cnppm/2522-professional-environment-cycle-of-events#ps7 (ссылка на страницу сайта ИПК)

 

27.05.2022 года в школе проведен итоговый педагогический совет «Результаты работы школы по формированию функциональной грамотности»

презентация для работы

задания для групп

анкета для выявления трудностей педагогов

02.02.2022 года в школе проведен педагогический совет «В поисках правды» по работе с результатами КДР6 по читательской грамотности и итогам тематического контроля в 4-х, 6-х классах

Самоанализ работы школы по формированию функциональной грамотности

Сценарий методического семинара-тренинга «Функциональная грамотность педагога — основа для формирования ФГ школьника»

Приказ  о проверке читательской грамотности обучающихся 4 и 6 классов

Анализ урока при организации тематического контроля по проверке сформированности ЧГ обучающихся 2-4 классов

Анализ урока при организации тематического контроля по проверке сформированности ЧГ обучающихся 4,6 классов

Шаблон мониторинга ЧГ

Операционализация умений читательской грамотности

Операционализация умений по естественнонаучной грамотности

Операционализация умений по математической грамотности

Операционализация умений по финансовой грамотности

 

Дата обновления страницы: 02.01.2025